Симулятор NavioSim: новая веха в развитии беспилотных технологий
В то время как в России продолжаются дискуссии на тему правового статуса автономного транспорта, сектор активно эволюционирует. Напомним, что недавно на трассе М-11 стартовала коммерческая эксплуатация беспилотных грузовиков, а в рамках тестирования беспилотных такси активно работает компания Navio. На днях они презентовали инновационный продукт – фотореалистичный симулятор NavioSim, который обещает стать важным элементом в обучении алгоритмов автономных транспортных средств. Каковы его функции и задачи?
На данный момент архитектура беспилотных автомобилей состоит из нескольких ключевых компонентов. В их числе системы восприятия с помощью камер и радаров, методы определения местоположения на основе карт и GPS,设施 для управления транспортными средствами и сложное программное обеспечение, определяющее действия автомобиля в нестандартных ситуациях.
Создание программного обеспечения — это самый сложный процесс, поскольку большинство алгоритмов разрабатываются вручную, что делает практически невозможным покрытие всего многообразия дорожных ситуаций. Этот вызов называется "Long Tail". Чтобы преодолеть препятствия, связанные с этой концепцией, компания Navio внедрила генеративный искусственный интеллект GenAI, который функционирует на базе VLA-моделей (Vision-Language-Action), позволяя объединить механизмы восприятия, прогнозирования и принятий решений в единую систему, способную быстро адаптироваться.
Тем не менее, несмотря на проведенные тесты, некоторые дорожные сценарии все ещё остаются за пределами сферы охвата. Новое решение – симулятор NavioSim, созданный для моделирования возможных дорожных ситуаций в виртуальной реальности, должно помочь в этом.
Среди заметных преимуществ симулятора NavioSim выделяется высокая детализация, сопоставимая с видеозаписями с автомобильных видеорегистраторов, а также возможность создавать почти неограниченное количество сценариев различных дорожных условий. Это позволит существенно ускорить предсказуемость и безопасность автономных систем, снизив риски.
НавиоСим предлагает три рамках тестирования: SIL (Software-in-the-Loop) для проверки алгоритмов программного обеспечения, HIL (Hardware-in-the-Loop) для анализа взаимодействия программного и аппаратного обеспечения и VIL (Vehicle-in-the-Loop), позволяющий имитировать сложные ситуации, которые трудно воспроизвести в реальной жизни.
Данные для симуляции могут быть получены как из реальных ездок, так и смоделированы в графических редакторах, что позволяет создавать синтетические сценарии. Стоит акцентировать внимание и на том, что наряду с программным обеспечением продолжается разработка аппаратного обеспечения, как например, новые системы очистки камер беспилотников, которые могут сделать использование омывающих жидкостей ненужным в недалеком будущем.